Воскресенье, 05.05.2024, 15:32 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
RSS

сайт психологического просвещения

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям + самопознание

Родительское программирование

                                       Директива 1-"НЕ ЖИВИ". В бытовой речи выражается в "приговариваниях" в адрес ребенка:"Глаза бы мои тебя не видели","Чтоб ты сквозь землю провалился","Мне не нужен такой плохой мальчик" и т.д.                       "Воспитательные"беседы с ребенком на тему:"Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет"(например:"Как я волновалась,когда ты в детстве заболел скарлатиной" или :"Поскольку я все силы отдавала тебе,то я так и не смогла выйти замуж" или вариант-"сделать карьеру","защитить диссертацию")-расширенный вариант такой директивы.                              Воспринимая подобную директиву,ребенок может бессознательно принять решение типа: "Я-источник помех в жизни матери,я-ее вечный должник".А поскольку основные директивы он получает до 6 лет,то как-то защититься от такого рода указаний ребенок еще не может.                                      Взрослый как бы перекладывает на ребенка(существо заведомо слабое и зависимое) ответственность за нерешенность своих собственных жизненных задач и заставляет в это верить. Кроме этого ребенок может умозаключить, что было бы лучше, если бы его не было. А т.к. предельным решением здесь является самоубийство, решение для ребенка невозможное, то выходом из ситуации для него могут быть частые травмы и другие способы бессознательного разрушения (например, наркомания). Это происходит потому, что ребенок учиться заботиться о своей физической безопасности в той мере, в какой окружающие воспринимают его жизнь как источник радости для себя.                                                             Такое отношение к себе не дает ребенку возможности реализовать свои способности в различных сферах жизни.Ведь если ребенок будет часто получать физические травмы, болеть или просто окажется не приспособленным к реальности, то родители получают дополнительные поводы для беспокойства и тревог за него, а он -дополнительные возможности для взращивания в себе  чувства вины.Ибо скрытый смысл данной директивы-облегчение управления ребенком через возбуждение в нем хронического чувства вины, связанной не с какими-то его конкретными поступками,а с самим фактом его присутствия в жизни матери.

  Одним из вариантов послушного следования ребенком родительскому указанию "НЕ ЖИВИ" является провокационное "бессовестное", "хулиганское" поведение вне дома.Ребенок как бы специально "нарывается" на наказание. Так как наказание снижает чувство вины, то такие дети для разрядки внутреннего напряжения бессознательно ищут ситуации, где они могут быть наказаны. Проще чувствовать себя виноватым за разбитое окно или нос, нежели испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что.Здесь крайним вариантом является многократное попадание в тюрьму, что в некотором смысле объясняет, почему дети из "приличных" семей становятся уголовниками.         Для сверхъопекаемых детей данная директива звучит как "НЕ живи СВОЕЙ жизнью,а живи МОЕЙ жизнью", для детей же, живущих в атмосфере безнадзорности,-"Твоя жизнь мешает моей жизни".                                В душе взрослого человека директива"не живи" может давать о себе знать через ощущение никчемности своего существования,стремлении постоянно доказывать себе, что "я что-то значу", глубинном неверии в то,что "меня можно полюбить", постоянном подспудном ощущении собственной "плохости", а также в тенденциях к алкоголизму, наркомании, самоубийству.    Для ребенка прямое восприятие этой директивы слишком тяжело, и он бессознательно изменяет ее, добавляя частицу "если". "Я имею право жить, если:1) мама выйдет замуж (защитит диссертацию); 2) если я буду поступать так, как родители говорят".В этом случае ребенок попадает в пространство какой-либо из остальных директив, носящих более частный характер.           Итак, после "если" можно добавить одну из нижеследующих директив:       Директива 2 "Не расти"                                                         


Источник: http://semenovsky.ukoz.net
Категория: Родителям + самопознание | Добавил: semenovsky (29.10.2008)
Просмотров: 583 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Родителям + самопознание [14]
статьи для родителей и всех интересующихся
самопознание [3]
статьи на разные темы, касающиеся самопознания
успешный брак [1]
что необходимо для счастливого брака

Поиск